В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).
Су – Джок является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
« Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешками "Марблс" можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в работе с детьми, так как они приятны на ощупь и малыши от них просто в восторге. Игры с камешками "Марблс" воздействуют на рецепторы пальцев. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Цель использования этих камешков – развитие общей и мелкой моторики рук.
Перечень игр с Марблс и их описание.
"Муха в клетке"
В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.
"Весёлый счёт"
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
"Волшебный мешочек"
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук) .
2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Этот комплекс может быть использован родителями в домашних условиях.
Используя его в играх с детьми мы:
-
Укрепим мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
-
Подготовим руку дошкольников к письму.
-
Осуществим профилактику заболеваний органов дыхания.
-
Поможем ребенку развить воображение, внимание, усидчивость.
“Паучок”
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
“Воронка”
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
“Солим суп”
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
“Моем ручки”
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
“Пересыпь соль”
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.